Образовательная платформа 4skills
Знакомство со Scratch
Scratch (Скретч) – это язык программирования, где ты можешь создавать свои интерактивные истории, анимацию, игры, музыку и просто рисунки.

Чтобы запустить Scratch, войдите на сайт http://scratch.mit.edu/ и кликните по ссылке « Попробуйте » .
Первым делом рекомендуем перейти на русский язык. Нажмите на глобус (в левом верхнем углу) , двигайте мышку вниз списка, на треугольничек, чтобы список начал прокручиваться . Почти в самом низу будет «русский язык».
Вы должны видеть одно окно, состоящее как минимум из следующих трех панелей: Сцены (наверху слева), Списка спрайтов (слева внизу) и закладки Скрипты (справа), которая, в свою очередь, состоит из колонки блоков и поля скриптов . Правая панель также содержит две дополнительные закладки, Костюмы и Звуки . Если вы создали аккаунт и вошли под ним на сайт Scratch, вы также должны увидеть Рюкзак (внизу справа), у которого есть кнопки, позволяющие делиться вашим проектом и использовать спрайты и скрипты из уже существующих проектов.

Интерфейс редактора проектов Scratch
Познакомимся поближе с основными панелями
Сцена
Сцена – место, где ваши спрайты двигаются, рисуют и взаимодействуют. Ширина ее 480 шагов, а высота – 360 шагов, как показано на картинке. Центр Сцены – точка отсчета осей координат x и y.

Вы можете определить координаты любой точки на Сцене, наведя на нее курсор и посмотрев цифры в поле, отображающем положение мыши (x, y), которое расположено непосредственно под Сценой.


На небольшой панели управления над Сценой есть несколько пунктов:
  • Иконка режима презентации (1) скрывает все скрипты и инструменты программирования и разворачивает поле Сцены практически на весь экран.
  • Поле редактирования (2) показывает название текущего проекта.
  • Зеленый флажок (3) и значок Стоп (4) позволяют вам запустить и остановить программу.
Список спрайтов


Список спрайтов показывает имена и иконки всех спрайтов вашего проекта. Новые проекты начинаются с белого поля Сцены и одного спрайта-кота, как показано на

Кнопки над списком спрайтов позволяют вам добавить в ваш проект новые спрайты из четырех источников:
  • библиотеки спрайтов Scratch (1);
  • встроенного редактора Paint (2): вы можете там самостоятельно нарисовать костюм;
  • с камеры, подключенной к вашему компьютеру (3);
  • с вашего компьютера (4).
У каждого спрайта в вашем проекте свои скрипты, костюмы и звуки. Вы можете выбрать любой спрайт, чтобы посмотреть на его атрибуты. Либо кликните по его иконке в списке, либо дважды кликните по самому спрайту на Сцене. Текущая иконка всегда выделена и обведена синей рамочкой.

Выбрав спрайт, вы получаете доступ к его скриптам, костюмам и звукам. Для этого нужно кликнуть по одной из трех закладок наверху над полем скриптов. Кликните правой кнопкой мыши (или нажмите Ctrl+клик, если у вас Mac) по иконке спрайта-кота, чтобы увидеть выпадающее меню, как на картинке.
При клике правой кнопкой мыши по иконке спрайта появляется вот такое удобное меню
Помимо иконок спрайтов, список спрайтов показывает слева иконку Сцены . У нее есть свой набор скриптов, изображений и звуков. Фоновое изображение, которое вы видите на Сцене, мы так и называем: «фон». Когда вы начинаете новый проект, фон по умолчанию белый. Но вы можете добавить новые изображения при помощи любой из четырех кнопок, расположенных под иконкой Сцены. Кликните по иконке Сцены в списке спрайтов, чтобы просмотреть привязанные к ней скрипты, фоны и звуки.
Панель блоков
Блоки в Scratch разделены на 10 категорий: Движение, Внешность, Звук, Перо, Данные, События, Управление, Сенсоры, Операторы и Другие блоки. Каждой присвоен свой цвет, чтобы вам было проще находить родственные блоки.
Поле скриптов
Чтобы ваш спрайт делал интересные вещи, вам нужно запрограммировать его, перетянув блоки из панели блоков в поле скриптов и соединив их между собой. Когда вы тащите блок по полю скриптов, белое выделение показывает вам, куда его можно прикрепить, чтобы получилась работающая связка с другим блоком. Блоки в Scratch соединяются между собой только определенным способом.
Вам не нужно писать скрипт до конца, чтобы запустить его: вы можете проверять его в процессе работы. Клик по любой части скрипта запускает его от начала до конца. Вы легко можете отсоединить несколько блоков и протестировать каждый из них отдельно. Чтобы переместить целую группу блоков, возьмите верхний из нее. Чтобы отсоединить блок в середине стопки и все блоки под ним, выберите его и перетащите.
Закладка Костюмы
Вы можете изменить внешний вид спрайта, сменив его костюм, который представляет собой картинку. Закладка «Костюмы» содержит все необходимое, чтобы вы могли организовать костюмы спрайта; это что-то вроде платяного шкафа. В нем может быть много костюмов, но в каждый конкретный момент спрайт может надеть только один.

Попробуем прямо сейчас поменять костюм спрайта-кота. Кликните по его иконке и выберите закладку Костюмы. Как показано на картинке, у кота есть два костюма: костюм1 и костюм2. Выделенный (костюм1 в данном случае) — тот, что используется в настоящий момент.

Закладка Звук
Спрайты также могут издавать звуки, которые оживляют вашу программу: например, когда они счастливы или расстроены. Кнопки в закладке Звук помогут вам организовать различные звуки, которые издают ваши спрайты. Scratch также дает вам инструмент, который позволяет редактировать звуковые файлы.

Вам в основном понадобятся только три кнопки наверху закладки Звуки. Они позволяют вам:
1
выбрать звук из библиотеки Scratch
2
записать новый звук (если у вас есть микрофон);
3
импортировать уже существующий звуковой файл с вашего компьютера
Scratch читает только файлы в форматах MP3 и WAV.
Закладка Фоны
Когда вы выбираете иконку Сцены в списке спрайтов, название средней закладки меняется с Костюмы на Фоны. Используйте ее, чтобы организовать фоновые изображения Сцены, которые вы можете менять при помощи своих скриптов.

Например, если вы разрабатываете игру, вы можете показать один фон с инструкциями в начале, а потом переключиться на другой, когда пользователь начинает игру. Закладка Фоны идентична закладке Костюмы.
Информация спрайта
Вы можете открыть поле информации о спрайте, кликнув по значку в левом верхнем углу иконки, как показано картинке. В этом поле вы видите название спрайта, его текущую позицию (x, y), направление и стиль вращения, статус видимости. Также здесь указано, можно ли его перетащить в режиме презентации.
1
Окно редактирования
позволяет вам менять имя спрайта
2
Значения x и y
показывают текущую позицию спрайта на Сцене
3
Направление спрайта
показывает, в каком направлении он будет двигаться в ответ на команды.
4
Три кнопки стиля вращения: «Вращение», «Прыжок вправо-влево» и «Нет вращения»
контролируют, как выглядит костюм, когда спрайт меняет направление движения
5
Чекбокс «Можете перетащить в проигрыватель»
показывает, может ли спрайт быть перетащен при помощи мыши с места на место в режиме презентации
6
Чекбокс «Показать»
позволяет вам показать/скрыть спрайт на время, пока создается программа
Панель инструментов
Взглянем на панель инструментов Scratch. Начнем с кнопок. Используйте кнопки «Дублировать» и «Удалить», чтобы скопировать или удалить спрайты, костюмы, звуки, блоки или скрипты. Кнопка «Увеличить» делает спрайт больше, а кнопка «Уменьшить» – меньше. Кликните по той кнопке, которую хотите использовать, а потом по спрайту (или скрипту), чтобы применить функцию. Чтобы вернуть курсору форму стрелки, кликните по пустому месту на экране. Вы можете использовать языковое меню, чтобы изменить язык интерфейса.
При помощи меню «Файл» вы можете создавать новые проекты, загружать «Открыть» уже существующие с вашего компьютера, скачать «Сохранить» текущий проект на ваш компьютер или отменить «Возврат» все ваши изменения в текущем проекте.

В меню «Редактировать» кнопка «Восстановить» вернет последний блок, спрайт, костюм или звук, который вы удалили. Функция «Макет малой сцены» уменьшает Сцену и оставляет больше места для поля скриптов. Выбрав режим «Турбо», вы увеличите скорость некоторых блоков.